ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа построена с использование примерной программы для основного общего образования, опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. При реализации рабочей программы используется УМК Л.Л. Босовой, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Система уроков направлена на приобретение практических навыков работы с приложениями Microsoft word, Microsoft Excel. При этом цели обучения информатике и ИКТ в 7 классе определены следующим образом:
-формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
-формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
-усиление культурологической составляющей школьного образования;
-пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса информатики для 7 класса положены такие принципы, как:
-
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
-
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.
-
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе информатики 7 класса строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
УМК включает в себя:
-
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
-
Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 7 класса М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
-
Набор ЦОР на диске-приложении к 4
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Преподавание информатики в 7 классе ведется по базовой модели, которая предлагает 1 час в неделю (35 часов в год) из регионального компонента. С учетом требований учителей, осуществления межпредметных связей, а так же из-за отсутствия алгоритмических редакторов из изучения исключается глава 3 «Алгоритмика». Эти часы идут на более детальное изучение остальных тем.
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия,поведение, состояния; называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект», приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование», иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п.п
|
Наименование изучаемого раздела
|
Всего часов
|
В том числе
|
Уроки
|
Лабораторные и практические работы
|
Контрольные работы
|
1
|
Объекты и системы
|
11
|
11
|
1.Практическая работа «Основные объекты операционной системы Windows»
2. Практическая работа «Работаем с объектами файловой системы»
3. Практическая работа «Создаем текстовые объекты»
|
-
|
2
|
Информационное моделирование
|
24
|
24
|
1.Практическая работа «Создаем словесные модели»
2.Практическая работа «Создаем табличные модели»
3. Практическая работа «Создаем вычислительные таблицы»
4.Практическая работа «Знакомство с электронными таблицами»
5.Практическая работа «Создаем диаграммы и графики»
6.Практическая работа «Схемы, графы и деревья
7. Практическая работа №11 «Графические модели»
8.Практическая работа «Итоговая работа
|
-
|
|
Итого по предмету
|
35
|
35
|
|
|
|